Строительство железных дорог ведётся строительными отрядами, укомплектованными квалифицированными работниками, инструментом и всей необходимой дорожно-строительной техникой.   Строительство железнодорожных путей, подъездных ж/д путей, путей не общего пользования, крановых путей начинается с подготовки основания и заканчивается устройством железнодорожного полотна. Строительство железнодорожного переезда может выполняться как в несколько стадий, так и в одну, в зависимости от условий прилегающей территории.  Работы, связанные со строительством железнодорожных путей, выполняются в соответствии с техническим заданием и в чётко отведённые сроки. Проверка качества выполнения работ ведётся на каждом этапе строительства ж/д путей. После строительства пути подлежат сдаче в эксплуатацию.

Ремонт железных дорог и переездов осуществляется посредством выявления износившихся элементов и замены их на новые, так же определяется общее состояние всей конструкции железнодорожного полотна и прилегающей территории. Ремонт железной дороги может быть поверхностным,  связанный с заменой износившихся  шпал, подсыпкой  гравия,  может быть капитальным, всё зависит от степени износа  железнодорожного пути. Реконструкция железнодорожных путей выполняется в случае необходимости поднятия технической категории железнодорожного пути.  После реконструкции ж/д путей  возрастает их грузоподъемность, что приводит к   увеличению пропускной способности  данной дороги.  

  Средний ремонт железнодорожного пути  подразумевает ремонт железнодорожного пути без демонтажа пути, меняются только не годные материалы и элементы. Такие как балласт, сгнившие или разбитые шпалы, изношенные рельсы и другие элементы верхнего строения железнодорожного пути.

Средний ремонт железнодорожного  пути предназначен для сплошной очистки щебеночной балластной призмы, замены дефектных шпал и элементов скреплений. 

Средний ремонт ж/д пути включает в себя сплошную очистку щебеночного балласта на глубину под шпалой не менее 25 см с добавлением балласта, или обновление загрязненного балласта других видов на глубину не менее 15 см под шпалой.

Очистка водоотводов, замена всех негодных элементов скреплений, а также пружинных шайб на двухвитковые и резиновых подрельсовых прокладок на уравнительных пролетах, на концах плетей по 50-75 м и в зонах сварных стыков входят в средний ремонт железнодорожного пути.

Средний ремонт железнодорожного пути производится при  ремонте переездов, одиночной замене дефектных рельсов, замене всех негодных шпал, а также дефектных шпал, требующих ремонта в мастерских, в кривых радиусом 1200 м и менее. 

Шлифовка рельсов, регулировка зазоров на звеньевом пути, снятие пучинных подкладок и регулировочных прокладок, смазка и закрепление закладных и клеммных болтов  входит в средний ремонт железнодорожного пути.

Текущее содержание пути – комплекс организационно-технических мер, обеспечивающих исправное состояние железнодорожного пути: осмотры, контроль состояния элементов верхнего строения пути, искусственных сооружений и земляного полотна и выполнение путевых работ.

Основной задачей текущего содержания пути является содержание его в пределах норм и допусков, установленных действующим законодательством.

Цель текущего содержания пути – предупреждение неисправностей, продление сроков службы элементов пути, поддержание его в чистом и опрятном состоянии.

Текущее содержание пути осуществляется в течение года и на всем протяжении пути, включая и участки, где проводится ремонт пути.

Подкрановые пути необходимы для эффективной транспортировки и работы грузоподъемной техники. Подкрановые пути и подкрановые балки должны быть максимально надежными и долговечными, от того, насколько качественно они смонтированы и в каком состоянии находятся, во многом зависит срок службы крана, а в случае использования надземных путей, применяемых для подвесных кранов, еще и срок службы помещения, на несущие конструкции которого может распределяться нагрузка.

Современные подкрановые пути бывают двух видов: надземные и наземные. Для мостовых и консольных кранов выполняется монтаж подкрановых путей надземного класса, а подкрановый путь портальных и козловых кранов представляет собою наземную конструкцию.

Строительство подкрановых путей делается по типовому или индивидуальному проекту, который составляется с учетом типа техники и условий ее использования.

Ремонт подкрановых путей производится по результатам комплексного обследования их состояния и соответствия существующей проектной документации. В зависимости от типа крановых путей ремонту могут подлежать:

  • направляющие (рельсы, двутавры, квадраты), по которым перемещаются колеса подъемных механизмов;

  • стыковые и промежуточные соединения (сварные, болтовые и прочие);

  • элементы, передающие или перераспределяющие нагрузку на грунт (балки, фермы, колонны, фундаменты);

  • несущие конструкции троллейных и кабельных токопроводов, а также элементов их заземления;

  • стояночные места, ограничители передвижения, ограждения и прочие элементы околокрановых путей;

  • подкрановые балки, если их состояние может быть причиной возникновения дефектов крановых путей.

Комплекс работ по реконструкции трамвайных путей при капитальном ремонте включает в себя следующие технологические операции:

  • Геодезическая подготовка;

  • Ограждение места работ, устройство строительной площадки;

  • Разборка трамвайных путей и котлована;

  • Необходимые работы по переустройству инженерных сетей;

  • Устройство дренажных колодцев с подключением  к канализации;

  • Устройство основания под трамвайные пути;

  • Устройство монолитной железобетонной плиты и монтаж рельсового пути;

  • Устройство покрытия из  асфальтобетона.

 

Комплекс работ по реконструкции трамвайных путей при текущем ремонте включает в себя следующие технологические операции:

  • Проведение визуального и инструментального осмотра трамвайного пути, составление дефектной ведомости, разработка проектно-сметной документации, в том числе ведомости объемов работ, определение сметной стоимости, планового положения, продольного и поперечного профиля трамвайных путей, типового конструктивного разреза;

  • Геодезическая подготовка;

  • Ограждение места работ, устройство строительной площадки;

  • Разборка трамвайных путей и котлована;

  • Необходимые работы по переустройству инженерных сетей;

  • Устройство дренажных колодцев с подключением  к канализации;

  • Устройство основания под трамвайные пути;

  • Устройство монолитной железобетонной плиты и монтаж рельсового пути: укладка арматурных каркасов, монтаж рельсового пути и прирельсовых вкладышей европейского стандарта, установка опалубки и устройство поперечных температурных деформационных швов, бетонирование железобетонной плиты.

  • Устройство покрытия из  асфальтобетона.

Данная последовательность отражает общий принцип возведения конструкции трамвайных путей совмещённой с проезжей частью.

После того, как окончено строительство пути (реконструкция пути) и началось введение его в эксплуатацию, создается технический паспорт, отражающий такие параметры этой ветви, как радиусы кривых, длина, уклоны, воздушные пересечения, фронты погрузки-выгрузки, негабаритные места и др.

Технический паспорт подъездного пути является неотъемлемой частью любой организации, на балансе которой имеется железнодорожная инфраструктура. Этот документ составляется на каждый эксплуатируемый участок в начале его строительства и в случае производства на нем ремонтных капитальных работ.

Технический паспорт пути включает в себя: пояснительную записку, масштабную схему путевого развития, продольные профили. Пояснительная записка паспорта пути - это документ, в котором описана инфраструктура подъездного участка.

 

Проектирование железнодорожного полотна включает в себя тщательное изучение местности, по которой будет проходить маршрут. Верхняя часть полотна — рельсы и шпалы — это лишь верхушка айсберга, проектировщикам нужно оперировать многими факторами: составом грунтов, погодными условиями, загруженностью линии, которая измеряется в тысячах тонн на километр, и так далее. При проектировании железнодорожных путей учитываются все природно-климатические факторы и условия местного рельефа, включая застройку прилегающей территории.  Работы по проектированию железнодорожных путей выполняются в строгом соответствии с условиями заказчика и нормативно-технической документации.